.

Дополнительное образование

Создание в школе системы дополнительного образования учащихся позволяет сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей, воспитывать устойчивый интерес к познавательной деятельности, высокий уровень саморегуляции, развитие творческих способностей у детей.

Дополнительное образование выступает средством непрерывного образования и формирования личности, средством воспитания и в тоже время источником мотивации учебной деятельности, выбора профильного обучения, помогает в выборе профессии.

В настоящее время довольно противоречиво складываются взаимоотношения школы и окружающей среды. С одной стороны, чтобы подготовить ребенка к реальной жизни, его необходимо как можно чаще включать в эту жизнь, а с другой стороны, учитывая социальную и экономическую нестабильность в обществе, а так же негативное влияние на духовное и психическое развитие личности со стороны СМИ, следует достаточно часто ограждать ребенка от негативных явлений.

Все это учитывалось при создании системы дополнительного образования в МБОУ Михайловская СОШ

Основным положением организации дополнительного образования в школе является раннее выявление интересов и способностей детей (задача психологической службы) и талантов (через участие в различных делах), а так же развитие индивидуальных способностей (способность - понятие динамическое. Она существует только в движении, только в развитии. Это развитие осуществляется лишь в процессе той или иной деятельности, в том числе в системе дополнительного образования).

Важнейшим элементом структуры дополнительного образования являются школьные кружки, которые развивают и поддерживают интерес учащихся к деятельности определенного направления, дают возможность расширить и углубить знания и умения, полученные в процессе учебы. Кроме того, разнопрофильность кружков создает условия для разностороннего развития личности.

Дополнительное образование дает глубокий эмоциональный заряд, который подкрепляется видимым результатом: готовая поделка, сыгранная роль, участие в выставке, концерте, соревновании и т.д.

Задачи решаемые коллективом педагогов школы, работающих в системе дополнительного образования следующие:

1.развитие у обучающихся мотивации к познанию и творчеству;

2.создание условий для творческой реализации;

3.интеллектуальное духовное развитие личности ребенка;

4.профилактика асоциального поведения;

5.приобщение учащихся к общечеловеческим ценностям;

6.создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения.

7.формирование и закрепление традиций школы.

Важнейшим условием для обеспечения успешной организации дополнительного образования является грамотное управление этим процессом. Управление – это не столько процесс идущий сверху вниз: администрация – педагоги дополнительного образования – дети, это целенаправленное взаимодействие сторон, каждая из которых выступает в роли субъектов и в роли объектов управления.

Создание и развитие системы ДО в школе проходит в четыре этапа:

1. Диагностико-информационный (невозможно решить задачу не изучив интересов, желания и потребности учащихся);

2. Организационный (объединение единомышленников, создание кружков, секций и других объединений);

3. Методическая и педагогическая поддержка (своевременное оказание методической помощи педагогам и педагогической помощи учащимся в сложных ситуациях выбора, самореализации, самооценки и др.);

4. Анализ и отслеживание результатов (закрепление успехов, текущий контроль, анализ, выявления перспектив, учет и максимальное использование возможностей внешней среды).

Завершающий этап в развитии системы дополнительного образования не является окончанием работы в этом направлении. Двигателем системы является рост потребностей школьного коллектива.

Своеобразие дополнительного образования в школе проявляется:

-в целенаправленном добровольном использовании ребенком свободного от уроков времени

для полноценного развития своих потенциальных возможностей;

-в свободе выбора направлений деятельности, педагога, образовательной программы;

-в возможности менять виды деятельности, коллектив, педагога;

-в творческом характере образовательного процесса, осуществляемого на основе

дополнительных образовательных программ;

-в особых взаимоотношениях ребенка и педагога (сотрудничество, сотворчество,

индивидуальный подход к ребенку);

-в возможности получить допрофессиональную подготовку.

Исходя из перечисленных особенностей дополнительного образования, определяются основные функции ДО:

1) образовательная — обучение ребенка по дополнительным образовательным программам, получение им новых знаний;

2) воспитательная — обогащение и расширение культурного слоя общеобразовательного учреждения, формирование в школе культурной среды, определение на этой основе четких нравственных ориентиров, ненавязчивое воспитание детей через их приобщение к культуре;

3) креативная — создание гибкой системы для реализации индивидуальных творческих интересов личности;

4) интеграционная — создание единого образовательного пространства школы;

5) функция социализации — освоение ребенком социального опыта, приобретение им навыков воспроизводства социальных связей и личностных качеств, необходимых для жизни;

6) функция самореализации — самоопределение ребенка в социально и культурно значимых формах жизнедеятельности, проживание им ситуаций успеха, личностное саморазвитие.

В настоящее врем в школе работают 16 разнопрофильных кружков для учащихся 1-4, 5-11 классов, обеспечивая всестороннее развитие детей и подростков.

Занятия в кружках и секциях спортивно-оздоровительной направленности обеспечивают развитие не только физических способностей, но и таких качеств детей, как благородство, рассудительность, честность, доброта, вежливость; а также воспитание чувства патриотизма, уважения друг к другу и к старшим. Физкультурно-спортивная направленность включает следующие кружки и секции: «Танцевальна капель», «Веселый мяч».

Программы общекультурной направленности нацелены на раскрытие творческого потенциала ребенка и дают незаменимый опыт познания себя и преображения окружающего мира по законам красоты. Через опыт творческой деятельности дети приобщаются к отечественной и мировой художественной культуре. Занятия в театральной студии «Мозаика», кружках «Юные художники дона» и «Голоса Дона» предоставляют широкие возможности для публичной демонстрации ребятами результатов обучения и своих творческих достижений через спектакли, выставки, фестивали и конкурсы.

Обучение по общеинтеллектуальной направленности осуществляется в кружках «Конструирование», «Робототехника», «Многогранники вокруг нас», «Школа будущих отличников», «Финансовая грамотность» и способствует развитию творческих способностей, формированию логического мышления, умения анализировать и конструировать. 

Работа педагогов дополнительного образования направлена на систематическое обновление содержания дополнительного образования, его программ, методик; включение в систему одарённых и детей, требующих повышенного педагогического внимания.

Социальный сертификат дополнительного образования