Памятка родителям

Как научиться психологически готовить себя к ответственному событию? Предлагаем Вам, уважаемые родители, некоторые рекомендации, которые позволяют успешно справиться с задачей, стоящей перед Вами:

-  Помните, что экзамен сдает Ваш ребенок, поэтому оградите его от своих переживаний. Ребенку всегда передается волнение родителей;

-  Старайтесь оставаться в спокойной и взвешенной позиции взрослого, который видит, в чем ребенку трудно сейчас и ненавязчиво предлагает свою помощь;

-  Позаботьтесь о том, чтобы ребенок придерживался разумного распорядка дня при подготовке к экзамену. Несмотря на важность учебных занятий, у него должно оставаться достаточное время для отдыха, сна, встреч с друзьями и т. п.;

-  Помогите Вашему ребенку в рациональном распределении предметной подготовки по темам;

-  Помните, что экзамен – это не одномоментная акция, а длительный процесс, который ребенок должен выдержать, и приобрести важные навыки самоорганизации и самообучения;

-  Расспросите, как ребенок сам себе представляет процесс подготовки к экзамену. При необходимости совместно скорректируйте его мнение и пропишите в виде последовательных шагов;

-  Разговаривайте с ребенком заботливым, успокаивающим, ободряющим тоном;

-  Помните, что полноценное питание особенно важно для ребенка на этапе подготовки к экзамену.

Почему они так волнуются?
  • Сомнение в полноте и прочности знаний
  • Стресс незнакомой ситуации
  • Стресс ответственности перед родителями и школой
  • Сомнение в собственных способностях: в логическом мышлении, умении анализировать, концентрации и распределении внимания
  • Психофизические и личностные особенности: тревожность, астеничность, неуверенность в себе

Чем Вы можете помочь своему ребенку в сложный период подготовки и сдачи ЕГЭ?

Владением информации о процессе проведения экзамена.

Пониманием и поддержкой, любовью и верой в его силы

  • Откажитесь от упреков, доверяйте ребенку.
  • Если школьник хочет работать под музыку, не надо этому препятствовать, только договоритесь, чтобы это была музыка без слов.

Участием в подготовке в ЕГЭ

  • Обсудите, какой учебный материал нужно повторить. Вместе составьте план подготовки.
  • Вместе определите, «жаворонок» выпускник или «сова». Если «жаворонок» - основная подготовка проводится днем, если «сова» - вечером.
  • Проведите репетицию письменного экзамена (ЕГЭ). Установите продолжительность пробного экзамена (3 или 4 часа), организуйте условия для работы, при которых выпускник не будет отвлекаться. Помогите исправить ошибки и обсудите, почему они возникли.

Организацией режима (именно родители могут помочь своему ребенку наиболее эффективно распорядиться временем и силами при подготовке к ЕГЭ)

  • Во время подготовки ребенок регулярно должен делать короткие перерывы.
  • Договоритесь с ребенком, что вечером накануне экзамена он раньше прекратит подготовку, сходит на прогулку и ляжет спать вовремя. Последние двенадцать часов должны уйти на подготовку организма, а не приобретение знаний.
Рекомендации родителям

Психологическая поддержка – один из важнейших факторов, определяющих успешность Вашего ребенка в сдаче единого государственного экзамена. Как поддержать выпускника?

Существуют ложные способы, так называемые «ловушки поддержки». Так, типичными для родителей способами поддержки ребенка является гиперопека, создание зависимости подростка от взрослого, навязывание нереальных стандартов, стимулирование соперничества со сверстниками. Подлинная поддержка должна основываться на подчеркивании способностей, возможностей – положительных сторон ребенка.

Поддерживать ребенка – значит верить в него. Поддержка основана на вере в прирожденную способность личности преодолевать жизненные трудности при поддержке тех, кого она считает значимыми для себя. Взрослые имеют немало возможностей, чтобы продемонстрировать ребенку свое удовлетворение от его достижений или усилий. Другой путь – научить подростка справляться с различными задачами, создав у него установку: »Ты можешь это сделать».

Чтобы показать веру в ребенка, родитель должен иметь мужество и желание сделать следующее:

-         Забыть о прошлых неудачах ребенка;

-         Помочь ребенку обрести уверенность в том, что он справится с данной задачей;

-         Помнить о прошлых удачах и возвращаться к ним, а не к ошибкам.

Существуют слова, которые поддерживают детей, например: «Зная тебя, я уверен, что ты все сделаешь хорошо», «Ты делаешь это очень хорошо». Поддерживать можно посредством отдельных слов, прикосновений, совместных действий, физического соучастия, выражения лица.

Итак, чтобы поддержать ребенка необходимо:

1.     Опираться на сильные стороны ребенка;

2.     Избегать подчеркивания промахов ребенка;

3.     Проявлять веру в ребенка, сочувствование к нему, уверенность в его силах;

4.     Создать дома обстановку дружелюбия и уважения, уметь и хотеть демонстрировать любовь и уважение к ребенку;

5.     Будьте одновременно тверды и добры, но не выступайте в роли судьи;

6.     Поддерживайте своего ребенка. Демонстрируйте, что понимаете его переживания.

Экзамен  всегда несет   эмоциональное и физическое напряжение. Волнуются взрослые, передавая  психическую нестабильность старшеклассникам. Что же сделать, чтобы  подготовка к экзамену была эффективной?
1.Отнеситесь к экзамену спокойно, ведь это всего лишь подведение итогов, небольшая ступенька к будущему, сосредоточьтесь на позитивной стороне.
2.Окажите поддержку и помощь – вместе всегда легче справиться с трудностями, распределите  обязанности, составьте план.
3.Подробнее узнайте о процедуре экзамена – вооружен тот, кто предупрежден.
4.Вселите веру в себя, научите своего ребенка   планировать свое время, структурировать материал, этому полезно обучать с 1 класса, тогда  в 11 классе ребенок сделает все сам.
5. Обучите ребенка психотехническим навыкам, которые позволят  вести себя более уверенно, мобилизовать  себя в трудной ситуации.
А главное – дайте понять своему ребенку: чтобы не случилось -  вы его любите, верите в него.
 
 Как  использовать   возможности,     данные природой 
Если  ваш ребенок «сова» - максимально используйте вечернее время, если «жаворонок»  утреннее. Пики активности приходятся на 5,11,16,20,24 часа, каждый  выбирает для себя оптимальное время. Избегайте переутомления –40 минут работы, 10 –отдых, соблюдайте световой, воздушный и температурный режим, обязателен достаточный сон. В перерывах можно что-нибудь пожевать— снимает напряжение,  погулять, сделать физическую работу.
Правополушарным  важно задействовать  воображение, образное мышление– сравнивать, рисовать схемы, просматривать иллюстрации –так они лучше понимают и запоминают. На экзамене начинать с заданий, требующих развернутого ответа—части В,С.
Левополушарным-важно чтобы все было  рационально, мыслит логически, просматривает сотни вариантов. Учить мыслить шире, не зацикливаться, учить отступать—не получается– оставить задание, потом вернуться,  развивать воображение- иначе будут трудности при выполнении  части В и С.
Аудиалам—информацию воспринимают на слух. Для них желательно проговаривать  задания вслух, для них нужна помощь  в осмыслении сути задания
Визуалам–  лучше один раз увидеть, поэтому  они лучше воспринимают картины, схемы, цветное изображение. При выполнении заданий  необходимо зарисовывать, делать схемы.
Кинестетикам– необходимо потрогать, прочувствовать, поэтому они могут помочь себе простыми движениями (двигать ногами под столом), зарисовать материал, переписать, эмоционально пережить 
Тревожные— важно создание  эмоционального комфорта, создание ситуации успеха, поддержка, поощрение «Я уверен, ты справишься», необходимо постоянное ободряющее внимание. Начинать им лучше  с заданий, которые им интересны, знакомы, постепенно усложняя задания.
Подвижные— (гипертимные)  импульсивные, несдержанные, легко переключаются, выполняют быстро, небрежно, не видят собственных ошибок. Развивать   навыки самопроверки,  терпения, учить распределять время и рационально его использовать– составлять план. Избегать замечаний- «Не торопись», а  направлять  «Сделал, проверь». Возможен шумовой фон при подготовке —музыка без слов
Медлительные «застревающие» - с трудом переключаются, долго настраиваются Нельзя торопить, а научить распределять время  (5 заданий за 1 час), учить переключаться. Для них необходима спокойная обстановка,  персональное внимание, подбадривание. Задания лучше выполнять  порциями, чередуя  сложные и простые.
Неуверенные— долго не могут приступить, часто исправляют, не верят сами себе. Фиксировать внимание на положительном опыте,  прошлых успехах– это вселяет уверенность в себе. Начинать нужно  с простых заданий, которые помогут  создать ситуацию успеха.
 
Место для занятий
Определенное место для занятий помогает  войти в рабочий ритм, настраивает на работу.
Поэтому для подготовки нужно обеспечить  стол для занятий,  лучше отдельную комнату, неприкосновенность вещей. Рационализация рабочего места- «Все под рукой», лишние вещи убрать. В интерьер добавить желтый и фиолетовый цвет, которые  повышают интеллектуальную активность.
 
Одежда
На экзамен приготовить строгую одежду—деловой стиль, но торжественную, удобную, без броских деталей. Одевая ее, ребенок не должен испытывать неприятные ощущения.
 
Питание
Главный источник энергии для организма и мозга – вода и кислород, поэтому каждые 1,5 часа нужно употреблять жидкость. Обязательны витамины, йодосодержащие препараты.
Полезные продукты:
Лимон– антистрессовый  эффект, освежает мысли
Дары моря– обеспечивают   минеральными веществами, йодом, аминокислотами.
Продукты с протеином– молочные, мясные, рыба- источник белка.
Морковь с растительным маслом—стимулирует обмен веществ в мозгу, улучшает память.
Репчатый лук—разжижает кровь, помогает при умственной усталости, переутомлении, улучшает снабжение кислородом.
Капуста—снимает нервозность.
Фрукты  - витамины, поддержка хорошего настроения
Орехи, курага, шоколад—стимулируют работу мозга, но могут вызвать жажду.
Инжир, тмин – стимулируют работу  головного мозга, повышают его творческую активность.
Отвары трав за 2 месяца до экзаменов-  валериана, радиола розовая, настойка лимонника, элеутерококка.
 
Владейте собой и научите саморегуляции своего ребенка.
Существует множество способов снятия напряжения, но самые известные и доступные это дыхательная гимнастика, напряжение-расслабление мышц, самовнушение, массаж
Дыхательная гимнастика- глубокий вдох на счет 1-2-3-4, задержка дыхания,  затем медленный выдох 1-2-3-4-5-6. Дыхание через нос снимает нервозность, успокаивает, концентрирует внимание
Максимальное напряжение– расслабление мышц снимает напряжение  как с мышц, так и с головного мозга, способствует  снабжению кислородом и необходимыми веществами.
Формулы поддержки  и  самоутверждения способствуют  повышению самооценки,  вселяют уверенность в себе.  «Молодец», «Умница», «Здорово», “Находчивый», «Уверенный», «Выдержанный», «У меня все получится, «Я спокоен и выдержан», «Голова моя ясная», «Все будет хорошо», «Я справлюсь».
Массаж мочек ушей, пальцев рук, точки между бровями стимулирует работу головного мозга, снимает усталость, останавливает «хаос» в мозгу.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ   РЕКОМЕНДАЦИИ  РОДИТЕЛЯМ ВЫПУСКНИКОВ  ПРИ ПОДГОТОВКИ К ЕГЭ

Вашей семье предстоит важный и ответственный период — период сдачи вашим ребенком экзаменов. Помните, что вы вместе, доверяйте своему ребенку, и при этом будьте рядом, чтобы в нужный момент поддержать его и дать ему именно то, что ему действительно нужно сейчас.

Психологическая поддержка - это один из важнейших факторов, определяющих  успешность Вашего ребенка в сдаче единого государственного экзамена.

Очевидно, что в подготовке учеников к экзамену огромную роль играют родители. Именно родители во многом ориентируют их на выбор предмета, который дети сдают, внушают уверенность в своих силах или, наоборот, повышают тревогу, помогают, волнуются и переживают из-за недостаточно высоких оценок.

Расширение знаний родителей о сущности и процедуре Единого государственного экзамена, знакомство с конкретными заданиями позволяет снизить их тревогу, что, в свою очередь, помогает родителям поддерживать ребенка в этот непростой период.

Как же поддержать выпускника?

Во первых, очень важно оказать помощь ребенку в организации режима дня, так как сами они зачастую пренебрегают простыми гигиеническими правилами.  Выпускники  часто волнуются, так  как им кажется, что объем материала очень большой, они не  успеют все выучить к экзаменам. Для того чтобы эта задача стала для них более реальной, взрослые  могут  оказать детям помощь в  распределении учебного материала по дням, в определении ежедневной нагрузки, в составлении плана. Составление плана помогает также справиться с тревогой: ребенок понимает, что успеть выучить весь учебный материал вполне реально, у него  достаточно времени для этого. Часто дети не могут сами этого  сделать, и ваша помощь может быть как нельзя кстати.

Огромное значение имеет режим дня. Контролируйте режим подготовки ребенка, не допускайте перегрузок, объясните ему, что он обязательно должен чередовать занятия с отдыхом.

Важно, чтобы ребенок имел возможность отдохнуть, сменить деятельность. Иногда для детей шумный или активный отдых становится дополнительной нагрузкой. Например, компьютерные игры только увеличивают усталость. Очень важно помочь ребенку найти такую форму досуга, которая бы его не переутомляла: прогулки, общение с одним-двумя друзьями. В течение дня также необходимо делать короткие перерывы каждые 45-60 минут. Это необходимо для сохранения высокой работоспособности. Ребенок может выпить чаю, отвлечься, поговорить по телефону и затем вновь вернуться к занятиям.

Ø   Наблюдайте за самочувствием ребенка, никто, кроме Вас, не сможет вовремя заметить и предотвратить ухудшение состояние ребенка, связанное с переутомлением.

Ø   Накануне экзамена обеспечьте ребенку полноценный отдых, он должен отдохнуть и как следует выспаться, что очень важно   для нормального самочувствия и хорошей работоспособности. Иногда дети, торопясь выучить как можно больше, пренебрегают сном, занимаются по ночам, после чего быстрее устают, становятся раздражительными и беспокойными. В состоянии утомления работоспособность снижается, и продуктивность такой учебы, когда тянет в сон, очень невелика. Лучше позаниматься на свежую голову, выспавшись, чем допоздна сидеть за экзаменационными материалами.

Нужно ли на время экзаменов освобождать ребенка от домашней работы? Это вопрос непростой, потому что иногда дети начинают манипулировать своей учебой, чтобы избежать помощи по дому: «Я и так много занимаюсь, а меня еще заставляют мыть посуду». Физически легкая работа может выступать в роли разгрузки, позволяющей сменить деятельность и отдохнуть, а может только усиливать общее утомление, поэтому вопрос о помощи по дому нужно решать в индивидуальном порядке с учетом особенностей ребенка.

Особое значение в этот период имеет эмоциональный настрой родителей. Безусловно, для  самих взрослых период выпускных экзаменов является очень тревожным. Если ребенок видит, как родители  переживают, пьют валерьянку, они как бы заражается вашим напряжением и тревогой.

Ø   Не повышайте тревожность ребенка накануне экзаменов - это может отрицательно сказаться на результате тестирования. Если взрослые в ответственный момент могут справиться со своими эмоциями, то ребенок в силу возрастных особенностей может эмоционально "сорваться".

Это особенно характерно для детей тревожных, склонных переживать даже без особого повода. Зачастую тревоги и страхи выпускников связаны с тем, что экзамены они воспринимают  как нечто фатальное, непоправимое. Они даже боятся себе представить, что случится, если вдруг они не поступят, и это еще больше усугубляет напряжение, которое дети испытывают.

    Во время экзаменов  задача взрослых — создание эмоционально  спокойной, ненапряженной атмосферы. Ребенку бывает трудно  опираться на собственную уверенность в себе, и в этой ситуации роль такой «палочки-выручалочки» играют   взрослые. Важно создать для ребенка ситуацию успеха, говорите ему о том,  что вы в него верите.

Ø   В процессе подготовки к экзаменам подбадривайте ребенка, хвалите его за то, что он делает хорошо.

Ø   Повышайте его уверенность в себе, так как чем больше ребенок боится неудачи, тем более вероятности допущения ошибок.

 Однако при этом следует дать понять, что  ничего страшного не произойдет, даже если результат будет не  совсем таким, каким хотелось бы (особенно в том случае, если  ребенок очень ответственный и старается соответствовать ожиданиям взрослых).

                 Иногда может показаться, что подобный настрой может детей расхолаживать: если у меня и так все получится, зачем я буду  стараться?

Ø       Дело в том, что существует определенный уровень волнения, оптимальный для организации деятельности. Если ребенок не волнуется, он ничего не делает. Очень высокий уровень волнения, наоборот, приводит к ступору, мешает деятельности. Все  силы уходят на то, чтобы справиться с волнением.

Посоветуйте детям во время экзамена обратить внимание на следующее:

Ø   пробежать  глазами весь тест, чтобы увидеть, какого типа задания в нем содержаться (это поможет настроиться на работу);

Ø   внимательно прочитать вопрос до конца и понять его смысл (характерная ошибка во время тестирования- не дочитав до конца, по первым словам уже предполагают ответ и торопятся его вписать);

Ø   если не знаешь ответа на вопрос или не уверен, пропусти его и отметь, чтобы потом к нему вернуться;

Ø   если не смог в течение отведенного времени ответить на вопрос, есть смысл положиться на свою интуицию и указать наиболее вероятный вариант.

Уважаемые родители,  помните: самое главное - это снизить напряжение и тревожность ребенка и обеспечить подходящие условия для занятий.

Ø   Обеспечьте дома удобное место для занятий, проследите, чтобы никто из домашних не мешал.

Ø   Обратите внимание на питание ребенка: во время интенсивного умственного напряжения ему необходима питательная и разнообразная пища и сбалансированный комплекс витаминов. Такие продукты, как рыба, творог, орехи, курага и т.д. стимулируют работу головного мозга.

Экзамены — ситуация действительно серьезная, но не запредельная. Ощущение огромной важности экзамена не стимулирует ребенка, а, напротив, мешает подготовке. В этом случае следует немного снизить значимость ситуации. Если ребенок понимает, что даже в случае неуспеха мир не рухнет и жизнь продолжится, это помогает ему чувствовать себя более уверенно.

Наконец, очень важно понять, в какой помощи нуждается именно ваш ребенок. Кому-то из детей необходимо, чтобы выслушали выученные им материалы, кому-то нужно помочь написать планы и конспекты. Узнать о том, что нужно ребенку, можно только спросив его: «Как я могу тебе помочь?»

 Неверно думать, что если у вас нет математического образования, то вы ничем не сможете помочь своему сыну или дочери подготовиться к ЕГЭ. Вы всегда можете помочь, в первую очередь, организацией самоподготовки, пониманием и поддержкой, любовью и верой.

Психологическое сопровождение ЕГЭ и ГИА: для родителей

Как научиться психологически готовить себя к ответственному событию? Предлагаем Вам, уважаемые родители, некоторые рекомендации, которые позволяют успешно справиться с задачей, стоящей перед Вами:

 - Помните, что экзамен сдает Ваш ребенок, поэтому оградите его от своих переживаний. Ребенку всегда передается волнение

- Старайтесь оставаться в спокойной и взвешенной позиции взрослого, который видит, в чем ребенку трудно сейчас и ненавязчиво предлагает свою помощь;

 - Позаботьтесь о том, чтобы ребенок придерживался разумного распорядка дня. Несмотря на важность учебных занятий, у него должно оставаться достаточное время для отдыха, сна, встреч с друзьями и т. п.;

 - Помогите Вашему ребенку в рациональном распределении предметной подготовки по темам;

 - Помните, что экзамен – это не одномоментная акция, а длительный процесс, который ребенок должен выдержать, и приобрести важные навыки самоорганизации и самообучения;

 - Расспросите, как ребенок сам себе представляет процесс подготовки к экзаменам. При необходимости совместно скорректируйте его мнение и пропишите в виде последовательных шагов;

 - Разговаривайте с ребенком заботливым, успокаивающим, ободряющим тоном;

 - Помните, что полноценное регулярное (лучше 5 раз в день, но не есть перед сном) питание особенно важно для ребенка на этапе подготовки к экзаменам. Постарайтесь увеличить количество натуральных продуктов и снизить количество употребляемых «фаст фудов». Больше витаминов – овощи, фрукты (лимоны и апельсины), ягоды (брусника, клюква, черника, черная смородина).

Режим дня:

  • не заниматься по ночам – заканчивать занятия не позже 22:00;
  • перед сном - около часа отдыха и переключения внимания;
  • сон не меньше 8-ми часов.

Подростку оптимально заниматься периодами по 1,5 часа с получасовыми перерывами и с применением в них приемов переключения внимания.

Домашняя физиотерапия:

  • прохладный или контрастный душ с утра;
  • вечером – успокаивающие теплые ванны (хвойные, ароматизированные);
  • массаж головы и шейно-воротниковой зоны (утром – интенсивный, стимулирующий, вечером – слабыми прикосновениями, успокаивающий).

На время подготовки к ЕГЭ лучше исключить работу в Интернете, если этого не требует сама подготовка.

Помощь репетиторов

Этот вид помощи не является обязательным, решение о нем принимается после консультации семьи с преподавателями школы с решающим словом за подростком. Начинать занятия надо с тех предметов, которые он выбрал, по которым подросток чувствует себя менее уверенно, это сразу снижает уровень тревожности. Из всех предметов ЕГЭ достаточно репетиторства по двум-трем.